Аккумуляторная батарея является неотъемлемой частью любого современного автомобиля. Именно от аккумулятора будет зависеть надежность пуска двигателя, работа системы зажигания и электрооборудования. Неизбежно в процессе эксплуатации автомобиля появляется необходимость замены аккумулятора, в виду того, что срок его службы значительно меньше срока службы автомобиля.
Перед приобретением аккумуляторной батареи необходимо определиться с тем, в каких условиях ей предстоит работать.
Главные параметры
В первую очередь при выборе аккумуляторной батареи необходимо руководствоваться простыми, но важными условиями:
- Напряжение батареи;
- Габаритные размеры;
- Расположение полюсных выводов;
- Способ крепления батареи в соответствующем отсеке автомобиля.
Рабочий объем и тип двигателя
Одной из основных характеристик аккумулятора является его электрическая емкость, оцениваемая в Ампер часах (А*ч). Естественно, чем больше емкость аккумулятора (при прочих равных условиях), тем большее количество электричества можно потратить на пуск двигателя, т. е. дольше крутить стартер. И если производитель автомобиля не настаивает на применении определенного типа аккумуляторной батареи, то исходя из рабочего объема и типа двигателя, по таблице можно приближенно определить емкость необходимой батареи:
Рабочий объем двигателя, дм3 |
Емкость аккумуляторной батареи, А*ч |
Бензиновые карбюраторные двигатели |
менее 1,2 |
44 |
1,2 – 1,8 |
55 |
1,8 – 2,5 |
62 |
2,5 – 3,0 |
66 |
3,0 – 4,5 |
75 |
4,5 – 6,2 |
90 |
6,2 – 8,0 |
132 |
Бензиновые двигатели с впрыском топлива |
менее 1,6 |
44 - 55 |
1,6 – 2,5 |
55 - 62 |
2,5 – 3,0 |
62 - 75 |
3,0 – 3,5 |
75 - 90 |
более 3,5 |
90 и более |
Дизельные двигатели |
менее 1,5 |
55 |
1,5 - 2,0 |
62 - 66 |
2,0 – 2,5 |
66 - 75 |
2,5 – 3,0 |
75 - 90 |
3,0 – 5,0 |
90 - 132 |
Если на автомобиле установлен солидный «электропакет» (сигнализация, электроприводы, мощная аудиосистема, кондиционер, нагревательные устройства), то лишние 5-10 А*ч для аккумулятора не помешают.
Климатические и дорожные условия
Самым важным климатическим фактором, влияющим на работу аккумуляторной батареи, является температура воздуха. Известно, что с изменением температуры изменяется плотность и вязкость электролита. При понижении температуры возрастает плотность электролита, он становится более вязким и потому хуже проникает в поры пластин. В результате скорость реакции резко снижается и уменьшается время, в течение которого батарея сможет выдавать необходимый ток для запуска двигателя. Все это усугубляется еще и тем, что холодный атмосферный воздух охлаждает металлические детали двигателя, загустевает масло, ухудшается смесеобразование в цилиндрах и стартеру необходим больший ток и гораздо больше времени для запуска двигателя, чем при более высокой температуре. В довершении всего при низких температурах батарея хуже принимает заряд.
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: если автомобиль будет интенсивно эксплуатироваться зимой преимущественно в полосе холодного климата, то желательно приобрести аккумуляторную батарею емкостью на 5-10 А*ч больше рекомендуемой.
Дорожные условия не так сильно влияют на работу батареи, как температура, но, тем не менее, необходимо помнить, что при эксплуатации в условиях неровных дорог и бездорожья автомобиль (а вместе с ним и аккумулятор) подвергаются повышенным вибрациям и тряске. Это опасно тем, что под воздействием вибрационных нагрузок активная масса будет быстро выкрашиваться из пластин. В результате произойдет потеря емкости и возрастет вероятность короткого замыкания. Поэтому, для автомобиля, часто двигающегося по плохим дорогам, можно порекомендовать аккумуляторную батарею, у которой пластины одной полярности завернуты в сепаратор-конверт. У такой батареи значительно снижена вероятность короткого замыкания.
Условия эксплуатации
Здесь под условиями эксплуатации подразумевается частота запусков двигателя автомобиля стартером за период времени. Частые запуски стартером в относительно короткие промежутки времени, либо запуск — короткий пробег — длительная стоянка, особенно при низких температурах, опасны тем, что аккумуляторная батарея, постепенно отдавая энергию просто не успевает заряжаться. И если ежедневно эксплуатировать аккумулятор в таких режимах (без дополнительной подзарядки), то со временем батарея будет быстро терять емкость. Это происходит вследствие постепенной необратимой сульфатации пластин.
Для таких условий эксплуатации необходимо приобретать хорошую необслуживаемую батарею с низким саморазрядом, полиэтиленовым конвертом-сепаратором. Емкость батареи не должна превышать рекомендуемую, так как заряд батареи и без того может быть неполным, а для 100-процентного надежного запуска двигателя автомобиля, возможно придется периодически подзаряжать аккумуляторную батарею.
|